![]()
28.8
Сон с послушанием
Кончина Сергея Владимировича Михалкова, меньше трех лет не дожившего до столетнего юбилея, вызвала понятные ожидания вала гнусностей со стороны тех, кто при жизни любил генерить дискурс про «гимнюка», «подхалима» и так далее. Но, полагаю, никакого «вала» не будет — будет несколько отдельных всхлипов со стороны существ, которые сами по себе являются ходящими неприличностями и в литературе и в общественной жизни — и говорить об этом просто неинтересно, хотя, пожалуй, надо посвятить этой теме несколько слов хотя бы для порядка. Ненависть к Сергею Михалкову — вещь вполне объяснимая и основана она исключительно на том, что Фридрих Ницше и Макс Шелер называли рессентиментом. То есть ненависть бедного к богатому, выражающаяся в декларациях о том, что богатство — порок; ненависть глупого к умному, выражающаяся в речах о том, что не надо слишком умничать; ненависть убогого к живущему полной, яркой и счастливой жизнью человеку, выражающаяся в уверенности, что «так везет только сволочам и подлецам». Ненависть к Сергею Михалкову (частично перешедшая и на его младшего сына) — это ненависть именно такого свойства. Это ненависть к талантливому, яркому, умному и умеющему жить русскому человеку со стороны неталантливых, блеклых, проквасившихся от дешевой водки, которую они называют «виски», нерусских. Именно так — никакого другого расклада в михалковофобии я, признаться, не встречал. Это была именно ненависть к талантливому русскому, который решил с послушанием относиться к государству Российскому, в каком бы историческом обличии оно ни выступало, и умевшему в каждом из этих обличий увидеть простор для мечты и для жизни. Именно это качество позволило Михалкову трижды стать автором гимнов нашей страны, причем каждая версия оказывалась по-своему удачной, талантливой и яркой. Так или иначе, гимны СССР и России, пожалуй, в наибольшей степени среди всех гимнов современных великих держав соответствуют идее гимна как торжественной величественной песни, прославляющей свою Родину. Иностранные государственные деятели не раз отмечали, насколько торжественен русский гимн по сравнению с другими — и это заслуга не только музыки Александрова, но и того, что эта музыка приспособлена под плавное, величавое течение михалковского текста. «Хранимая Богом родная земля» — уже одной этой строчки, включенной в гимн в еще почти западническом, почти либеральном 2000 году, достаточно для того, чтобы автор этого гимна заслужил нашу признательность и благодарность. Завистники часто называли Михалкова «плохим поэтом», который свой «маленький» талант превратил в источник наград и регалий, искусно приспособляясь. Разговоры на эту тему более всего любят вести очень плохие поэты, не умеющие добиться того, что блестяще удавалось Михалкову — яркости, конкретности, запоминающейся ясности неожиданных образов. Именно тем качествам, которые сделали его непревзойденным детским поэтом. Некоторая «корявость» михалковского слога связана как раз с тем, что его стихи не «словосочетательные завывания ни о чем». Михалков всегда конкретен и весом — именно это свойство таланта позволило ему написать и три гимна, и строки «имя твое неизвестно, подвиг твой — бессмертен», и «Дядю Степу», и феерические детские стихи. У Аристофана в «Лягушках» есть момент, когда состязающиеся за право вернуться на землю Эсхил и Еврипид бросают на весы свои стихи — легкомысленные, воздушные и никчемные Еврипида и весомые, выпуклые и значащие у Эсхила. И Дионис выбирает возвращение Эсхила. Михалков в этом состязании точно обошел бы всех своих критиков и потягался бы с большинством более-менее современных ему детских поэтов — кроме, разве что, Корнея Чуковского. Причем его конкретность распространяется не только на материальные образы, но и на описание детских психологических состояний. Пока другие детские поэты (не заслужившие такой ненависти у изряднопорядочной публики), такие как Агния Барто, фантазировали по поводу детей, Михалкову удавалось и в самом деле зацепить живые струнки детской души — ее маленькие радости и маленькие стрессы. «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Мы с приятелем» — это действительно детские (точнее, подростковые стихи) — я помню, как мне было странно и немножко стыдно, что какой-то посторонний человек подслушал «температурные» фантазии не желающего идти в школу балбеса. Говорят, что у каждого крупного поэта есть несколько шедевров, а остальное все равно шлак. И судить надо по качеству этих шедевров, а если судить по шлаку — никто не оправдается. Так вот, если судить по шедевру (даже если считать его единственным шедевром), Михалков — один из гениальнейших русских поэтов ХХ века. Если вы забыли этот шедевр — не поленюсь его напомнить полностью. Кто на лавочке сидел, Дело было вечером, Галка села на заборе, — А у меня в кармане гвоздь. — А у нас на кухне газ. — А из нашего окна — Мы гуляли по Неглинной, — А у нас огонь погас — С лесенки ответил Вова: Вот у Коли, например, А у Толи и у Веры А у Левы мама — повар. — Всех важней, — сказала Ната, — И спросила Нина тихо: Летчик водит самолеты — Повар делает компоты — Доктор лечит нас от кори, Мамы разные нужны, Дело было вечером, В этом стихотворении все — и атмосфера дворового безделья, так памятная нам по дворам от 7 до 12 лет, и пронзительное ощущение города, и актуальный всегда и везде спор о мамах, и упоительное «а у нас сегодня кошка родила вчера котят» (это вам не перчатки с праволевой руки). Тот, кто не способен написать такого же пронзительной подлинности стихотворения (а я не знаю никого, кто был бы сейчас на это способен), не имеет никакого права рассуждать о какой-то «фальшивости» Михалкова. Еще раз подчеркну — все эти нападки связаны как с банальной личной завистью в стиле «у нас папы — чекисты и латышские стрелки, это мы должны гимны писать, а все достается этому дворянчику подхалиму», так и с неприятием этой публикой того центрального мотива, мотива простой, здоровой, превосходящей всякие идеологические и ситуативные барьеры русской жизни, который прослеживается в лучших вещах поэта. Михалкову, мастеру создания ярких образов, удалось создать прямо-таки архетипический, законченный образ русского и русскости, как он виделся из середины ХХ века. Речь, конечно же, о «Дяде Степе», одном из наиболее существенных для понимания русского национального сознания произведений нашей литературы. Юмор о длинноногих людях — не самая необычная вещь, но это смех именно над нелепостью размера. И только Михалкову удалось превратить занимаемое пространство в этическую категорию. Дядя Степа огромен — и именно поэтому он не столько смешен (а он весьма добродушно смешен) или страшен, сколько добр. Большой человек, как и большая страна — вспомним еще раз про «широкий простор для мечты и для жизни», не может быть зол, ему просто незачем быть злым. Свою избыточность он может и должен направить на добрые дела, на защиту других и водворение порядка. По сути — большой человек, дядя Степа, — это эпический герой русских (тут Михалков перескакивает непосредственно к былинным корням русской поэзии), который своей преизбыточествующей силой побеждает хаос, вносимый в бытие злом. Перед нами гениальное описание русского этнопсихологического самопонимания, облеченное в форму детских стихов. Мы хотим быть большими и хотим направлять эту свою огромность во благо. Быть маленькими, сжатыми, загнанными в кухни и подвалы и существовать в полсилы, существовать за счет зла, а не добра, для нас просто невыносимо. Только двум поэтам в ХХ веке удалось с такой точностью выразить сущность русского человека. Александру Твардовскому в «Теркине» (кстати о «проститутировании» — если на то пошло, то разве не была позорным проституированием, но только в хрущевскую пользу, поэма «Теркин на том свете»?) удалось выразить русского человека в его отдельности, его, так сказать, модальную личность. Михалкову в «Дяде Степе» удалось создать образ собирательного русского, так сказать, «Степана Кадмона». И именно за это искреннее воспевание русского архетипа и ненавидели Михалкова с такой отчаянностью, а не за басни о Пастернаке и поэмы о Ленине (можно подумать, все эти пастернаки не писали поэм о Ленине, не посылали проклятий врагам народа и не насвистывали музыку революции — а если они это делали более искренне, чем Михалков, то тем хуже для них). Жизнь Михалкова — это впечатляющий пример удачно сложившейся биографии русского человека, который смог и «благодаря» и «несмотря на» веявшие над Родиной разные исторические ветры, остаться верным этой Родине и народу, и воспеть их в меру отпущенного Богом таланта и трудолюбия. Конечно, это не единственный способ сделать жизнь в сложные времена, можно делать свое дело, «несмотря на»; можно сопротивляться и бороться со встречными ветрами. Нельзя только одного — по мелкому попискивать из-под кухонной раковины, как это делали «две подруги» из одной из лучших михалковских басен: «Красиво ты живешь, Мы знаем, есть еще семейки, Упрекнуть Михалкова в чем-то подобном было нельзя. Он жил счастливо, кушал сытно — и всегда был верен той стране и тому народу, которые его кормили. Впрочем, мог ли действительно русский поэт поступать иначе? Комментарии (0)
|
![]() Нацвопрос. Днем национального спасения в Азербайджане считают день возвращения курда Гейдара Алиева к руководству. К концу жизни Алиев обеспечил курдов непререкаемой властью в республике. |