161bb5b9
Главная События Управление Директора Голосования Темы Полезное
Искать
Ликвидируем политическую монополию » Версия для печати
Этнический федерализм и вопрос целостности России
-05-11 Раис Сулейманов
Этнический федерализм и вопрос целостности России
Российская Федерация

7 мая года в Татарстане прошло заседание постоянно действующего Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Этнический федерализм и вопрос целостности России: юридическое неравноправие субъектов, региональная этнократия, потенциал сепаратизма», организованного Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ и прошедшего в формате круглого стола. Как было заявлено в пресс-релизе мероприятия, цельюданного круглого стола стало обсуждение проблемы этнического федерализма в постсоветской России, юридического неравноправия субъектов федерации, потенциала сепаратизма в национально-территориальном устройстве государства.

Открыл работу круглого стола заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национально-исследовательского технологического университета, профессор Александр Салагаев, который охарактеризовал современное государственное устройство России как ассиметричную этнофедерацию. По словам ученого, из 21 национальной республики в 11-ти численность титульного этноса от всего количества жителей региона составляет меньше половины населения. «Учитывая, что суверенитет национальных республик исходит из суверенитета титульных этносов, то на чем основан тогда суверенитет этих 11-ти квазиреспублик?», - задался вопросом Салагаев. Отношения между национальными республиками и федеральным центром в постсоветский период носили не федеративные, а конфедеративные отношения. Такие они формально сохранились и сегодня, ведь до сих пор именно Татарстан и Чечня не подписали федеративного договора, а у Казани с Москвой пусть и совершенно по сути ничего незначающий, но имеется Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектом федерации с 2007 года, которого нет ни у одного региона, который еще может аукнуться в будущем, если децентрализация в стране примет массовый характер.

По мнению профессора, юридическое неравноправие регионов, заложенное в 5-й статье российской конституции, по которой Россия – это государство, на территории которого находятся 21 государство (sic!), а остальные 62 субъекта просто ее регионы (всего в России на сегодняшний момент их 83), имеет также социально-экономические причины. Александр Салагаев привел уровень дотаций в 2011 году: если в Белгородской области он составляет 950 рублей на 1 жителя, то в Чечне – 12 тысяч рублей, Ингушетии – 15 тысяч рублей, а в Тыве – 31 тысяча руб. В итоге, делает вывод ученый, «юридическое и социально-экономическое неравноправие регионов в виде ассиметричной этнофедерации, существующей в России с 1922 года, может привести к ее развалу». «Если во главе страны будет находиться сейчас политик-либерал типа Михаила Горбачева или Прохорова, то страна неизбежно развалится», - полагает казанский профессор.

Один из известных общественных деятелей татарского национального движения Фандас Сафиуллин считает, что национально-территориальное государственное устройство в России начинает свою историю не с 1922 года, а с дореволюционных времен: «Разве Российская империя с особым статусом Польши, Финляндии, Бухарского эмирата и др. не была ассиметричной этнофедерацией?» По его мнению, если для русского народа не важно унитарным или федеративным будет государством Россия, то для нерусских народов важно, чтобы Россия была федерацией, потому что «этнофедерация – это форма национально-культурного выживания для нерусских». Фандас Сафиуллин частично согласился с мнением Александра Салагаева, что большинство из 21 республик-государств – это квазиобразования, но отметил, что у остальных народов исторически была государственность, поэтому это дает им право на обладание национальной республикой.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов проанализировал в своем выступлении особый статус титульных этносов в 21 национальной республике. По словам исследователя, 7 этнических субъектов России (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Коми, Удмуртия, Карелия и Адыгея) выделили в своих конституциях титульные этносы из многонационального населения этих субъектов, заложив тем самым формальную дискриминацию по национальному признаку. «Ярким примером является Конституция Татарстана, в преамбуле которой отдельно прописан «многонациональный народ Татарстана» и «татарский народ», что уже позволяет говорить о том, что в республике есть отдельно татары и все остальные образуют многонациональный народ Татарстана, но в который не входят татары», - заметил Василий Иванов. В этой связи весьма характерно, как лицемерно возмущались парламентарии Татарстана, прописавшие в региональной конституции особый статус татарского народа, но при этом были решительно против, чтобы у русских был особый статус в российской конституции. К этим словам Александр Салагаев добавил, что в современной России русские подобны крепостным крестьянам, которых до 1861 года в законодательстве даже не существовало: сегодня нет ни одного закона или правового акта, в котором бы упоминалось само понятие «русские» или «русский народ».

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов считает, что в Конституцию России необходимо внести поправки, причем это надо сделать всего в одну статью – 5-ю, в которой закреплено юридическое неравноправие регионов, изменив ее в сторону равноправия. «Здесь может быть два пути: или все 83 субъекта России объявить государствами, и тогда Россия будет государством, в составе которого 83 государства, или убрать из 5-й статьи Основного Закона страны упоминание о том, что республики – это государства. Естественно, самый лучший и правильный вариант – второй», - считает эксперт. При этом он призвал не бояться идти по пути поправок в Конституцию, поскольку конституции всех стран мира и даже российских республик подвергались редактированию. В Конституции США вносилось 27 поправок, причем первые десять были предложены на третий год после ее принятия. Если мы возьмем национальные республики России, например, Татарстан, то его Конституцию редактировали регулярно, причем самое большое число поправок вносилось не в 2000-е годы, когда Москва потребовала привести региональное законодательство в соответствии с федеральным, а в 1990-е годы, когда Татарстан де-факто находился в конфедеративных отношениях с Россией: 30 марта 1995 года в нее было внесено 5 поправок, 8 декабря 1995 года – 3, 26 мая 1999 года – 2, наконец, 21 июля 1999 года – сразу 15; итого в допутинское время 25 поправок.

«Национально-территориальное деление неизбежно ведет к появлению региональной этнократии, а в перспективе и к моноэтнизации региона, что на практике приводит к исходу русских. Эмиграция русских уже давно началась и из Татарстана, центра России, где, похоже, что региональная этнократия создает все условия для того, чтобы русские покидали республику. Исход русских ведет не только национальные республики России к этноконфессиональной архаизации оставшегося там титульного населения (причем этот процесс проходит по пути распространения религиозного фундаментализма), но и ставит под вопрос будущность российской государственности в Поволжье и на Северном Кавказе. В долгосрочной перспективе это путь к развалу страны», - сделал вывод эксперт.

Фандас Сафиуллин признал, что у русских есть национальные проблемы в национальных республиках, в том числе и в Татарстане, признал, что в республике нет пропорционального этнического представительства в органах власти, но призвал называть это не «татаризацией» бюрократии, а «кланизацией», поскольку от клановой системы страдают и рядовые татары. Как один из выходов татарский националист предложил русским создавать русские республики в составе России. Видимо, именно этого хотят не только местные националы, но и региональные власти Татарстана, в последнее время через местные СМИ, подконтрольные республиканскому «министерству пропаганды» - ОАО «Татмедиа», активно освещающие в положительном ключе местных национал-сепаратистов, а журналисты гостелеканалов Татарстана публично русских называют «оккупантами» и «узколобыми фашистами»: ведь если появятся русские республики (одна или несколько), то уже местные чиновники порекомендуют русским уезжать из Татарстана «к себе домой».

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
СВОБОДА СЛОВА
Ликвидируем политическую монополию » Монополия
30 Арина Чайковская
Гражданское общество. Сейчас ульяновский проект «Виртуальное Гражданское Правительство» внедряется в Удмуртскую республику, Новосибирск, Красноярский край и Хабаровский край. Наши коллеги осваивают управление аналогичными порталами и наполняют картотеку чиновников своего региона.

30 Игорь Бойков
Убийство шейха. Итак, в Дагестане произошло очередное политическое убийство, ещё сильнее приближающее нас к кровавой смуте на южных рубежах страны.

30 Айрат Калимуллин
Радикальный ислам. Весной 2011 года смена руководства Духовного управления мусульман Республики Татарстан вызвала, мягко говоря, настающую истерию среди местных радикальных исламистов. С поста был смещен муфтий Гусман Исхаков.

29 Олег Неменский
Вопросы национализма. Идеология мультикультурализма направлена против культуры как общенационального явления, отрицает единый культурный стандарт внутри национального государства.

29 Георгий Волков
Казацкий вопрос. При проведении Всероссийской переписи населения в 2002 году решением Правительства РФ было дано разрешение желающим в графе «национальность» писать «казак», таким образом, впервые в послереволюционную эпоху на официальном уровне определялось право казаков на этническую самоидентификацию.

28 Семён Резниченко
Судьба Кавказа. Кавказцев несомненно ждёт разная судьба. Остановимся в начале на самой малочисленной группе. На тех, кто выберет европейский образ жизни. Они не будут иметь достаточного влияния на свои этносы.
п»ї